Российские авиакомпании боятся банкротства из-за долгов за лизинг

Какие есть варианты выхода из ситуации

Около 30 российских авиакомпаний могут оказаться под риском банкротства или отзыва сертификата эксплуатанта из-за долгов за лизинг иностранных самолетов. Об этом от лица отечественных перевозчиков рассказал гендиректор NordStar Леонид Мохов в письме президенту Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимиру Тасуну.

Согласно тексту документа, многие авиакомпании после введенных в 2022 году санкций перестали платить зарубежным лессорам за самолеты. Причина в банальном отсутствии возможности перечислять деньги на зарубежные счета арендодателей. Для решения этой проблемы президент РФ Владимир Путин подписал указ, предусматривающий оплату арендных платежей за границу в рублях. В российских банках были открыты счета на имя иностранных лизингодателей, и на них перечислялись денежные средства. 

Однако такой вариант не устроил партнеров за границей. Лессоры отказались брать эти деньги. Авиакомпании же начали тратить высвободившиеся средства на ремонт и обслуживание бортов.

При этом в следующем году перевозчики могут оказаться в очень сложной ситуации. Государство предлагает им списать долги по лизингу самолетов, так как в 2025-м истечет срок исковой давности по ним. То есть лессоры формально не смогут взыскать долг в судебном порядке с российских партнеров. Но в то же время авиакомпаниям начислят 25% налога на прибыль с этих сумм. 

В АЭВТ считают, что такая финансовая нагрузка может разорить многих перевозчиков, и предлагают внести изменения в Налоговый кодекс, чтобы освободить авиакомпании от этого бремени.