Эксперт: если в Россию вернется Booking, «всем больно больно»

Российские компании считают иностранного конкурента «черным лебедем»

Российские агрегаторы воспользовались уходом Booking.com и заняли свободную и очень денежную нишу, но в случае возвращения конкурента рискуют быстро потерять аудиторию туристов. Такие мнения прозвучали вчера на конференции TravelHub.

На вопрос модератора, в роли его выступал президент РСТ Илья Уманский, о главных драйверах роста рынка топ-менеджер «Яндекс Путешествий» Иван Фефелов ответил: агрегаторам и «экосистемам» еще есть над чем работать. «Не сказал бы, что сейчас на рынке присутствуют игроки, которые удовлетворяют все запросы пользователей, есть куда развиваться. Работают крупные компании – что в отелях, что в квартирах, – они разные. Но нет одного места, где ты можешь забронировать всё, что угодно и быть уверенным, что ты получил выгодную сделку».

Таиланд. Неодушевленные существа против хороших компаний
Таиланд. Неодушевленные существа против хороших компаний
Когда зима была только «на сносях», агентский рынок столицы не мог толком определиться, кому же отдать предпочтение. Лидера как такового не было. Две, а то и три компании, БББГ, Coral и ТЕZ, казались столичным розничным компания более привлекательными, чем остальные.
Когда зима была только «на сносях», агентский рынок столицы не мог толком определиться, кому же отдать предпочтение. Лидера как такового не было.
HotLine.travel

Проблемы, по мнению Ивана Фефелова, в технологиях. И поэтому отечественные агрегаторы с опаской смотрят на то, что в Россию может вернуться Booking. «Всем придется больно. Это не означает, что он автоматически вернет ту долю, которая у него была (более 70% рынка индивидуальных бронирований. – Ред.), но усилится конкурентная борьба. База у международных игроков значительно выше, они имеют отличное маркетинговое восприятие внутри России», – отметил эксперт.

Возможно, именно маркетинговая составляющая представляет наибольшую угрозу российским игрокам. «На стороне Booking – сила бренда, маркетинга и привычки целевой аудитории», – считает руководитель технологической компании «Атом-С» Аркадий Рутман. При этом с технологиями у «Островка», Яндекса, прямых систем бронирования, по мнению эксперта, все в порядке. И международный агрегатор не в состоянии предложить что-то, чего нет у нас. «С точки зрения развития рынка его присутствие или отсутствие мало что меняет. Вопрос чисто про деньги. Кому достанутся 20–25% от стоимости бронирований (комиссия, которую агрегатор берет с отелей. – Ред.). Наверное, для нас лучше, чтобы эти деньги тоже остались в России», – сказал TourDom.ru Рутман, комментируя гипотетическое возвращение Booking на отечественный рынок.

Иностранный конкурент может стать «черным лебедем», способным перекроить рынок в свою пользу еще и благодаря финансовым ресурсам. В 2024 году рекламный бюджет Booking.com составил 100 млн долларов.

Добавим, что до 2022 года доля отечественных игроков в онлайн-бронированиях, например, российских отелей не превышала 30%. В 2024 году она достигла 55%. А к концу 2025 года доля продаж через российские агрегаторы на гостиничном рынке страны, по оценке Ассоциации туристических агрегаторов, может достичь 59%.

Ранее мы написали, что в теории Booking, как и другие иностранные туристические онлайн-платформы, сможет вернуться в Россию. Это предусмотрено в новом законопроекте о регулировании деятельности турагрегаторов, внесенном в сентябре в Госдуму. При этом важно, чтобы серверы иностранных компаний находились в нашей стране.